book

Дугин А. Социология Воображения. Раздел I. К структуралистской топике социологической науки

Что изучает социология? Как правило, ответ дается таким образом: предметом социологии являются социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные факты, социальные закономерности. И тем не менее, различие подходов и определений показывает, что предмет социологии не определен и довольно размыт. Он схватывается скорее интуитивно или конституируется в ходе самих социологических построений.

Дугин А. Социология Воображения. Раздел II. Антропологические структуры воображения

Разработка основ «социологии воображения» связана с деятельностью семинара «Эранос», который был создан Юнгом и его горячими приверженцами. В кружке «Эранос» в Швейцарии (по иницитиве богатой английской меценатки и поклонницы Юнга Ольги Фребе-Каптейн (1881--1962)) собралась группа ученых, которая поставила своей целью разрабатывать и развивать социокультурную топику, альтернативную некритическому прогрессистскому социологическому позитивизму.

Дугин А. Социология Воображения. Раздел III. Премодерн-Модерн-Постмодерн

Социологи-классики (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, П.Сорокин, Дж.Г.Мид и др.) относят время к социальному феномену(0). Это значит, что различные типы обществ имеют разные модели времени, с которыми они оперируют. Открытое наукой Нового времени время как физическое свойство материального мира есть одна из разновидностей социального мифа, свойственного вполне конкретному обществу, вполне конкретным социальным условиям и включенного в общую логику социальных концептов времени. То есть «физическое линейное время» и методы его измерения – есть тоже не что иное, как социальное явление.
С социологической точки зрения, время есть функция от социальной парадигмы или социальный конструкт.

Дугин А. Социология Воображения. Раздел IV. Пространство как метод. Социальная структура

Мы можем говорить о социологии пространства: так и поступают многие социологи, указывая на тот простой факт, что разные общества не просто понимают пространство по-разному, но имеют дело с совершенно различными пространствами, которые, более того, дифференцируются в зависимости от того социального сегмента или рассматриваемой социальной группы.

Дугин А. Социология Воображения. Раздел V. Homo sociologicus

В классической социологии центральным понятием является точка, расположенная в социологическом пространстве с двумя осями координат – осью X (социальных групп) и осью Y (социальной стратификации). Эта точка отмечает статус, в котором заложены соответствующие ему роли. Через свой социальный статус (как фиксированной статической величины) и исполнение вложенных в статус ролей (или неисполнение их) человек определяется как социальное явление, как «социологический человек» (Р.Дарендорф).

Дугин А. Социология Воображения. Раздел VI. Социологии и идеологии

Впервые термин «идеология» употребил в начале XIX века французский философ Дестют де Траси (1751-1836)(1). Показательно время, место и социальная принадлежность самого автора. Де Траси был теоретиком буржуазной либеральной экономики и старался систематизировать философские идеи в прагматическом и схематичном ключе. Обращение вместо собственно идей к идеологии подразумевало некоторое упрощение отношения к идеям, попытку связать их между собой, создать таксономию идей. При этом подразумевалась прямая привязка идей к обществу. Можно дать такое самое общее определение «идеологии»: идеология это схематичная систематизация идей и их соотношений в форме непротиворечивой составной конструкции в прямой привязке к обществу.

Дугин А. Социология Воображения. Раздел VII. Социология этноса

Понятие «этноса» является чрезвычайно непростым. В западной науке оно используется довольно редко, и строгие классические научные определения, которые были бы предметом безусловного академического консенсуса, отсутствуют. Существует такие направления в науке, как этнология и этнография. Первая описывает различные народы мира, их особенности, а вторая, по формуле Леви-Стросса, является подразделом антропологии и изучает структуры примитивных этносов и архаических племен. Из такого словоупотребления видно, что под «этносом» на Западе принято понимать народы, чья культура относится к разряду «первобытных».

Дугин А. Социология Воображения. Раздел VIII. Политика как власть. Структура и стихия власти

Политика в социологическом ключе определяется как то, что имеет отношение к стихии и структуре власти. Вся политика строится на власти, и политические структуры развертываются вокруг этой властной оси.

Дугин А. Социология Воображения. Раздел IX. Социология религии

Дефиниция религии в социологии, и особенно в структурной социологии, не является само собой разумеющейся, так как требует настолько масштабного обобщения, чтобы явления религии или ее аналогов могли быть обнаружены во все типах исследуемых обществ -- как в парадигме Премодерна, так и парадигмах Модерна и Постмодерна. Определения религии в разных дисциплинах – у антропологов, этнологов, политологов, философов -- подчас существенно разнятся, так как зависят от перспективы той или иной науки.

Дугин А. Социология Воображения. Раздел X. Социология пола

Понятие «пола» в социологии является одним из фундаментальных. Для того, чтобы отличать изучение пола в социологии, то есть в контексте социальных отношений и процессов, от изучения пола в иных дисциплинах, принято использовать понятие «гендер» (от латинского gender – «пол»), введенное в научный оборот сексологом Джоном Мани (1921–2006) в ходе исследований социальных ролей маргинальных групп (трансвеститы, транссексуалы и т.д.) в современном обществе. Гендер есть социальный пол.

Дугин А. Социология Воображения. Раздел XI. Постобщество

Постмодерн – это та парадигма, к которой в данный момент осуществляется переход от предыдущей парадигмы – Модерна. Переход происходит на наших глазах, поэтому актуальное общество (по меньшей мере, западное, но также и планетарное, в той мере, в какой на него распространяется западное влияние) есть общество переходное. Переходным в широком смысле является не только российское общество: та социальная матрица, которая в той или иной степени определяет жизнь человечества, сегодня также меняет свою качественную природу.

Дугин А. Социология Воображения. Библиография

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. В 15-ти т., М. 2003.
Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. М., 1997.
Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.